Советы логопеда

Для родителей часто остается загадкой, почему один ребенок в 5 лет произносит все звуки, а их ребенок не выговаривает половину звуков родного языка или  «застрял»  на каком-то одном звуке. Предлагаю разобраться в этом далеко не самом простом вопросе. В большинстве случаев имеющиеся трудности вполне могут быть преодолены силами самих родителей. Важно лишь правильно понять причину затруднений и целенаправленно работать над их преодолением.

По мере созревания речевого аппарата ребенка постепенно совершенствуется и его звукопроизношение, все более и более приближаясь к образцу речи взрослого.

Совершенно необходимым условием для своевременного исчезновения «возрастного косноязычия» является правильная, отчетливая и неторопливая речь окружающих ребенка взрослых людей. Это тот образец для подражания, которому ребенок следует в нелегком для него процессе овладения правильным произношением звуков. Если же такой образец отсутствует, то усвоение ребенком правильной артикуляции звуков резко затрудняется или даже становится невозможным. Об этом свидетельствуют,  например,  случаи довольно широко распространенной «семейной картавости», которую ребенок усваивает, подражая родителям.

Совсем недопустимо «сюсюканье» взрослых с ребенком. Здесь ребенок лишается не только правильного образца для подражания, но даже и стимула для улучшения своего звукопроизношения: ведь взрослым нравится его речь, и они сами подражают ей!

При нормальном ходе речевого развития не позднее, чем к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то так называемое «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным». Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о нарушениях, дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.

          ПРИЧИНАМИ ПАТОЛОГИИ ДЕТСКОЙ РЕЧИ МОГУТ СТАТЬ:

1. Различные неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов.

От времени поражения в значительной степени зависит характер аномалии развития мозга в целом. Наиболее тяжёлое поражение мозга под влиянием различных вредностей (инфекций, интоксикаций) обычно возникает в период раннего эмбриогенеза, например, на 3-4 месяце внутриутробной жизни, в период наибольшей дифференциации нервных клеток. В зависимости от того, какие отделы нервной системы наиболее интенсивно развиваются в период влияния того или иного вредного фактора, недоразвитие может касаться преимущественно двигательных, сенсорных, речевых или интеллектуальных функций. Среди причин, вызывающих повреждение или недоразвитие мозга, наиболее частыми являются инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия – недостаточность кислородного снабжения мозга, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору, заболевания центральной нервной системы.

2. Различные заболевания  в первые годы жизни ребёнка. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания,  менингоэнцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.

3. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

4. Наследственные факторы. Например, врождённые дефекты речевого аппарата: несращение верхней губы, челюсти, мягкого и твёрдого нёба; массивные и короткие подъязычные уздечки; изменения формы и относительной величины челюстей; патологическое расположение и формы зубов верхней и нижней челюстей.

Таким образом, большая роль в возникновении речевых нарушений, в том числе и общего недоразвития речи, принадлежит генетическим факторам. В этих случаях речевой дефект может возникнуть под влиянием даже незначительных неблагоприятных внешних воздействий.

5. Неблагоприятные социально – бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, нарушениям эмоционально – волевой сферы и дефициту в развитии речи.

Если влияние этих факторов сочетается хотя бы с нерезко выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или с генетической предрасположенностью, то нарушения речевого развития приобретают более стойкий характер и проявляются в виде общего недоразвития речи.

Уважаемые, родители!

Если ваш малыш посещает занятия с учителем-логопедом, знайте, что плохую речь нельзя исправить  за одно, или даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей.

Исправление звукопроизношения проводится поэтапно:

1-й этап — подготовительный (формирование интереса к логопедическим занятиям; развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия с помощью игр и специальных упражнений; формирование и развитие артикуляционной моторики — это выполнение артикуляционной гимнастики и специальных упражнений для губ, языка, голоса, дыхания и др.) (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки).

2-й этап — постановка звуков (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов).

3-й этап — автоматизация  — закрепление звука в слогах, в словах, предложениях (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки).

4-й этап — дифференциация поставленных и автоматизированных звуков (в случаях замены одного звука другим).

5-й этап — автоматизация звуков в самостоятельной (спонтанной) речи  — в монологах, диалогах, играх, развлечениях, на прогулках и других формах детской жизнедеятельности.

Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого и свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться.

Занимайтесь, пожалуйста, дома!

Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.

Если звук уже поставлен — закрепляйте его: выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради домашних заданий, следите за звуками в повседневной речи.

Не забывайте выполнять все рекомендации учителя-логопеда!

Хочется отметить, что для достижения положительных результатов необходима организация единой работы специалистов с обязательным участием в этом процессе родителей!

Родитель — самый важный для ребенка человек. Именно поэтому так важны для детей занятия дома с родителями.

Чтобы ваши занятия с ребенком были результативными, постарайтесь соблюдать следующие условия:

Проверьте, удобно ли сидеть ребенку, правильно ли стоит стол и стул;

Корректируйте позу ребенка: важно следить за тем, чтобы ребенок не напрягался, не изгибался, не отводил в сторону лицо и глаза;

Используйте совместное выполнение задания, когда рука взрослого расположена на руке ребенка и его пальцах; совместное проговаривание, проигрывание;

Не пытайтесь выполнять за своего ребенка домашнее задание, это сослужит ему плохую службу.

Короткие занятия значительно эффективнее продолжительных, так как ребенок имеет право быть повышенно утомляемым;

Необходимо чередовать различные виды деятельности;

Каждое задание, выполненное ребенком, должно сопровождаться положительной оценкой;

Трудные задания обязательно должны чередоваться с легкими, доступными, понятными и знакомыми; именно так можно избежать негативного отношения ребенка к занятию;

Часть занятий следует проводить в учебной обстановке, большую- в игре, на прогулке, при выполнении отдельных домашних хлопот;

Следует проявлять гибкость и терпение, чтобы не вызвать у ребенка негативной реакции;

Демонстрируйте достижения ребенка перед другими членами семьи, братьями, сестрами.

Необходимо постоянно искать пути и приемы, позволяющие сделать обучение ребенка результативным, прививать ему необходимые в повседневной жизни навыки, тем самым способствуя его развитию.

Желаю успехов в обучении вашего ребенка правильной речи!